Техно мужского мира Туниса: Deena Abdelwahed — Dhakar (Тунис, Франция)

Арсений Брагинский
ZuZu Music
Published in
4 min readJul 28, 2020

--

Подписывайтесь на наш канал Telegram и паблик ВК!

Жанр: electronic, experimental, leftfield techno, stambeli, mezwed
Лучшие песни: Insaniyti
Похожее: nkisi, Lotic, Fever Ray

Дина Абдельвахед — одна из самых ярких сейчас представителей ближневосточного и североафриканского футуризма, обозначившая себя дебютником Khonnar в 2018-м году. И обозначившая мощно. Поместив искаженные до неузнаваемости магрибские мелодии под тяжелые и до предела напряженные техно-биты, она сразу стала в некотором роде символом расцвета новой музыки Туниса, из которого она родом. И это дало возможность её историям о гомофобии, расовых и гендерных проблемах быть услышанными.

Для нового альбома Dhakar Дина выбрала более короткий метр — EP, и потому сконцентрировалась только на одной проблематике — гендерной. На протяжении всего Dhakar она показывает, насколько мир Туниса — мужской, и потому и название релиза в переводе звучит как “Мужской”.

А мужского в арабском мире достаточно. Например, голоса, которые можно услышать на тунисских улицах. Это только мужские голоса, просто потому что женщины в Северной Африке не торгуют на рынках, из которых и состоят медины, центры магрибских городов. Музыканты, играющие на улицах — как правило мужчины. Мастера ритуальных церемоний — исключительно мужчины. Даже святые ислама — это практически только мужчины.

Чтобы показать всё это, Дина, используя ритмы различных жанров и ритуалов Магриба (в отличие от первого своего альбома, который она строила на техно-битах), рассказывает историю девушки, которая оказалась ночью на улице Туниса и вкушает все плоды, которые ночью может предоставить Северная Африка.

https://pan-african-music.com/

Альбом начинается с трека “Lila Fi Tounes” (“Ночь в Тунисе”), помещающий героиню в центр уличного ритуала, в котором десятки исступленных мужчин бьют в барабаны-дарбуки, доводя себя до эйфорического состояния. Девушка пытается сбежать от происходящей вакханалии, пробегает мимо окна, из которого доносится мужской голос, напевающий слова Эллы Фицджеральд для “Night in Tunisia”, но путающий куплеты. Но толпа всё равно догоняет девушку и уволакивает вглубь медины.

Ко второму треку “Ah’na Hakkeka” девушка, сбежав от толпы, оказывается возле дома, в котором проходит ритуал Стамбели, важнейшего религиозного течения Туниса. Мужские голоса уже взывают к духам, а мастер церемонии йинна направляет духов своей гитарой-гумбри. Девушка слышит, как мимо пролетают духи, как они овладевают участниками культа, одним за другим.

Самое интересное начинается тогда, когда один из духов-таки овладевает самой героиней в “Insaniyti”. Она оказывается в состоянии транса, она больше не может управлять своим телом, она больше не является собой. В её теле — кружащий по просторам Туниса Святой Багра (“Zardet Sidi Bagra”).

https://pan-african-music.com/

Очевидно, что для Дины Абдельвахед самое важное занятие — музыка, но женщина не может стать полноценным йинной, и ей не дано вести церемонии, ведь это занятие — мужское. Но то, что Дина делает в качестве диджея, максимально приближено к ритуалу Стамбели. Рассказывая свою историю, она совершенно феноменально имитирует звучание инструмента йиннов гумбри, воссоздаёт ритмы Стамбели, а к Insaniyti её музыка достигает невероятной трансовой мощи.

Ранее ни у кого из диджеев ещё не получалось ввести в настоящий транс слушателя. Хотя бы просто потому, что не было ещё духа, которого бы диджей призывал на танцпол. Дина же прекрасно знает, как это делается. Так что если на следующем выступлении Дины в Boiler Room вы увидите трясущихся в трансе одержимых духами людей, снимите это и покажите йиннам. Посмотрим, продолжат ли они считать своё занятие таким уж “мужским”.

Один из главных исследователей трансовых культур Гилберт Руже в своем исследовании отношений между музыкой и трансом рассматривает два аспекта музыки: указывающую и указываемую сторону. Указываемой стороной в данном случае является дух, а указывающая имеет три аспекта: лингвистический, инструментальный и хореографический.

С указываемой стороны, когда музыка специфична для конкретного божества, мелодии, исполняемые на инструменте, выполняют ту же функцию, что и спетые фразы: они являются призывами. Эти мелодии часто являются просто инструментальными версиями спетых фраз, которые лишены их текста. Тем не менее, когда человек, или бог, или дух слышит эту мелодию, он слышит и слова, соотносящиеся с этой мелодией. Так эта мелодия тоже начинает соотноситься с указываемой стороной.

Транс Руже определяет как состояние сознания, состоящее из двух компонент: психофизиологической и культурной, а также Руже категорически отделяет состояние транса от состояния экстаза. Так, состояние экстаза характеризуется неподвижностью, молчанием, одиночеством, сенсорной депривацией, собранностью и галлюцинациями. Транс же ровно наоборот характеризуется постоянным движением, шумом, ощущением единения толпы, сенсорной стимуляцией, амнизией и отсутствием галлюцинаций. Именно в состоянии транса человек способен ходить по раскаленным углям, не получая ожогов.

Лейбл: InFiné
Дата выхода: 17 января, 2020 г.

Автор рецензии: Брагинский Арсений

И не забывайте подписываться на наш паблик ВК и канал Telegram!

--

--

Арсений Брагинский
ZuZu Music

Новый музыкальный журнал о новинках музыкальной индустрии https://vk.com/zuzu_music